genocidevolk (genocidevolk) wrote,
genocidevolk

Русский "Дикий запад" или как я ездил на Алтай.

Вместо предисловия.
Поездка планировалась давно, но до последнего было непонятно, попаду я на борт или нет. Были непростые ситуации на работе, со здоровьем и в семье. Товарищи, на которых мы расчитывали - отваливались от группы один за другим. Причины те же. Работа, семья, здоровье.
В конечном счете поехали я и Антон. За три дня купили билеты, за два дня составили раскладку по еде на 12 дней (выложу отдельно позже).
Эта поездка должна была случится и она случилась.

9 мая. Потеряв ночь, мы прилетели в Барнаул, откуда казах Саня привез нас поселок Чаган-Узун, Кош Агачскгого района. Места туристами не избалованные. На первый взгляд поселок похож на место ядерных испытаний. Пыль, степь, коровьи черепа на деревьях.
Встретили нас Рома и Андрей, прописали жить в геокупол, в котором уже проживали три человека (двое из Нижнего Новгорода и один, кажется, из Новосибирска). У них уже была попытка восхождения на Эрбисту пару дней назад, но стихия не пустила и Андрей, который был главный по всему, что связано с альпинизмом - группу завернул. Попарились в бане, пообщались и пошли спать.

10 мая. Для акклиматизации было принято решение выехать на озеро Киндыктыкуль. Были мы двое, гид Рома с собакой и мужики с геокупола. Проехали через Кош Агач, население - алтайцы, монголы, русские, казахи. Зона приграничная, но граница тихая. Тем не менее это не Кавказ. Какого-то особенного радушия к туристам тут нет. Между собой уживаются не без казусов. Например тувинцы формируют спецподразделения по угону овец, из-за чего периодически случаются некислые файрфайты, со всеми вытекающими. При встрече Рома давал тувинцам патрон, за помощь и как предупреждение. Могут ограбить, при сопротивлении, могут убить. Степь суровая.

По дороге на озеро останавливались и смотрели курганы, балбалы, "шаманское" дерево. Регион наводнен памятниками и артефактами. Многие вещи мало изменились со старых времен, лишь кочевники пересели с лошадей на мотоциклы и Уазы.

Лагерь разбили у озера. Пошли в радиальный выход, где показал полную недееспособность мой старый патрульный рюкзак source comander. Развалилась молния. Тревожный звонок. Пока мы ходили по кущерям, Майка (хаски Романа) захерачила наглушняк суслика. Здесь вообще много животных и птиц.

Говорят в прошлом Китайцы не раз пытались прийти в степь, породнившись со знатными чингизидами. Но кончалось все тем, что алтайцы вырезали все потомство вместе с новобрачными, лишь только чувствовали посягательство на свою землю.

11 мая. Мы сбегали еще вокруг озера и обратно. Пора было на базу. Встретили пограничный патруль, которым командовал целый полковник. Полкан русский, солдатики - алтайцы. Очень вежливые и хитрожопые, выписали Роману предупреждение и отправили его, как гида, знакомиться в местную ВЧ. Ждали его почти два часа. ВЧ цивильная, стоит посреди степи. Вокруг недостроенный район, для пострадавших от наводнения и пара магазинов.
Тем временем, Вторая собака из Чаган Узуна - Коби, съела наш сыр и колбасу из раскладки, но это пока оставалось тайной. Дело в том, что пока Майка ездит с нами в горы, Коби сидит на цепи у геокупола.  Собаки это не домашние, например Майка на досуге въебала чужого козла, вырвав ему ребро. Пришлось пострадавшего купить. (И сожрать).

12 мая. Юра и Дима из Нижнего уехали рано утром. Андрей собрался на гору Сокур, чтобы со Славой съехать по снежнику вниз. Подъемников нет, поэтому мы заехали на уазике повыше,  а оставшуюся часть пути проделали пешком. Андрея и Славу, осле спуска мы должны были забрать на обратном пути на уазе, но не фортануло. Машина категорический объявила о своем нежелании заводиться. Однако незапланированный марш в противоречия с нашими планами не входил, и мы пошли вниз пешком. Поскольку место спуска лыжников оказалось ближе к базе, то им выпало отправиться не дождидаясь нас - за вторым уазом. Всего было пройдено 20+ км. Спустившись вниз я пошел в магазин поселка и купил пива. После операции я тусовался дома почти 3 недели без какого-либо спорта и спуск немного припарил. Слава же на спуске разломал очки и на следующий день отправился домой. Уаз же, как это бывает обычно, починился сам. Омниссия, мать ее.

13 мая. Заехали в обширный мегалитический комплекс, АНтон нашел 2 тенге в коллекцию. Стихия здесь серьезная, а значит и людей ее признающих - много. Язычество, как оно есть. В вазе у камней лежат деньги, на кустах бижутерия и декоративная ткань. Не зря здесь искали себя мистики вроде Рериха или Унгерна. Есть и места, куда туристов стараются не пустить, поскольку они до сих пор для местных имеют несоменное духовное значение.
Уже позже, когда мы ехали по руслу реки в ущелье к горе Тобожок, был замечен зверь, идентефицированый, как росомаха. Забрались повыше, поставили лагерь, и пошли снимать речку и закат. Антон вырвал перо из беркута.

14 мая. Встав с утра пораньше, взошли Тобожок (вк 3200). Физически не особенно напряжно, но местами достаточно опасно. Камни - острые и сыпуха достаточно крутая, легко попортить одежду и обувь (and Ebalo too). Лову зефир - такими камнями, без преувеличения, можно нарезать ломтиками, как французский общевойсковой багет. Собака порезала лапы, поднимаясь с нами, и, по дороге, уничтожая мелких грызунов. Спуск был самой опасной частью мероприятия, потому что этот серфинг на  булыганах нормальным спуском назвать было сложно. Внизу пили воду с апельсинами и жрали супы. Я спал вне палатки, так как хотелось больше горного воздуха.

15 мая. Утро прошло на расслабоне, сходили короткий выход до камней, похожих на разваленные зубы великана. Тоха Нашел 2 гильзы .223 рем барнаульского пр-ва. Охотиться почти везде есть на кого. В районе обеда собрали лагерь и двинули назад в Чаган Узун. По пути заехали сфотографировать солнечную электростанцию у Кош-Агача, тут тебе и охрана и колючка и забор под напряжением. Все как надо.

16 мая. Собирались провести скальные занятия, но из-за погоды планы изменились. Ближе к обеду поехали смотреть место, называемое "Марс". В общем, напоминает карьер из фильма "У холмов есть глаза", даже заброшенная шахта имеется. Все оттенки оранжевого, речка, ледник и серое небо. Проезд на "Марс" оккупирован местными, которые поставили здесь юрту в надежде срубать с туристов бабло, но нас проспали. Слабую попытку сделать заграждение из камней у речки - зашатал Рома на Уазе. Приехавшие позже туристы из Новосиба, повторить трюк не решились, а снимали Марс с квадрокоптера, которому Антон показал фак. Вечером сушили стиранные шмотки, пили Барнаульское и парились в бане.

17 мая. Плохая погода ночью, утром дождь. Ветер - мама не горюй. Магазины закрыты. Обошли весь Чаган-Узун, как оказалось переходивший с одного края в офигенно волшебный лес. После обеда совершили вылазку до озера Куюктанар в горном цирке с водопадом. Рома показывал, что в тайге можно есть, теперь ничего не страшно. На обратном пути смотрели остатки примитивных рудоплавильных печей. Собака оставленная в машине - расфигачила в крошево пакет с мусором и сломала стеклоподъемник. Разрушительная сИла, кароче.

18 мая. Поехали с Андреем на скальные занятия. Еще по дороге на скалу (Бегемот, любимая альпинистами скала) приметили в стороне от дороги на холме красную пожарную машину. ВОзник спор - "Унимог" это или нет. На обратном пути было решено заехать проверить.
Сказано сделано. Оказалось - да, Унимог. Покрашенный под пожарку с переделанным кузовом. В кузове печка для... Пиццы! Чувак и деваха из Академгородка ездят на этой тачке по миру и продают самодельную пиццу прямо из кузова. На машине есть спецсигналы и куча всяких светильников, превращающих  ее в дискотеку на колесах.
Остановились они у друга Андрея, КОли. КОля сам из Москвы, но работает здесь, проживая в круглой гостинице с окнами на 360 градусов и потрясающим видом. Коля пригласил всех в дом, где уже тусовался катальщик Паша, приехавший на пикапе с мотоциклом. В свободное от содержание своей гостиницы время - Коля собирает всякие чаи и орехи и продает их туристам.

Есть у такого существования и подводные камни. Как я уже писал - если у тебя нет здесь своей земли - ты никто. Соотственно алтайцы, на чьей земле построил дом Коля, соседями были совсем не простыми. Поэтому, чтобы рулить стихийно возникающие вопросы - Коля сам жил вместе со своими постояльцами, в этом же доме.
Пока готовился чай - Андрей уехал кататься на мотоцикле, а остальные пошли смотреть закат на маяк. Потом сидели, ели пиццу из унимога и обсуждали дальнейшие планы.
В Чаган-Узун вернулись поздно, с нами вернулся Паша, со своим пикапом, который, как выяснилось приехал без спальника и теплых вещей.
Рома выдал ему два гигантских матраса, поскольку снаружи геокупола началась настоящая буря.
Я спал в семерке и чунях, так что было вообще пофигу.

19 мая. Как оказалось ночью температура опустилась до -7, так что вода в котелке замерзла. Паша как-то пережил ночь между матрасами, а мы с Ромой и Антоном поехали в ущелье Елангаш к горе Джаниикту. По дороге посмотрели петроглифы, а потом ближе к ущелью посадили уаз на брюхо так, что по диагонали колеса отказались фунциклировать. До вечера пытались что-то предпринять, но с сумерками это стало невозможно и было решено ставить лагерь здесь.

20 мая. На утро колея ко всему еще и замерзла. Роман пошел до ближайшей кошары к Вове-алтайцу, понесшего потери от знакомства с нашей собакой. Пока он ходил мы наблюдали за перемещениями стада яков, похожих на косматых медведей инопланетян. КОгда буханку дернули, мы поднялись за стадом. Собака мастерски отбивала яков от их круговой обороны и загоняла на нас. Нам такой радости было не нужно, потому сфотографировав рогатых, мы вернулись к уазу,а затем и в Чаган-Узун. Здесь нас ждала баня, пиво и бешбармак. (Из козла, которого задрала Майка).

21 мая. С утра погрузились в буханку и стартанули в сторону дома. Всю дорогу машина пыталась заболеть (предохранитель и закисшие возвратные пружины механизма подачи топлива), но Тоха и Роман ее чинили по методу лома и такой-то матери. Под Горно-Алтайском посмотрели озеро Ая и вписались на ночь на территорию лагеря отдыха, на берегу Катуни. Лагерь еще не был открыт, и работники приводят его в порядок. Так что мы воспользовались всеми удосбствами, включая электричество и туалет. Где-то тут в нашу жизнь вернулись позабытые комары..

22 мая. Продолжили путь в Барнаул. Краеведческий музей Горно-Алтайска закрыт, как и музей Шукшина. Долбанные понедельники. В Сростках посетили гору Пикет, с памятником и сценой, где проводят шукшинские чтения. Деревня - огонь. Жилая. Школа, стадион - все на месте, все в отличном состоянии, новенькое. Уже под самим Барнаулом, завезли собаку в Бобровку и остановились у Ромы. Обычно летом он работает гидом, а зимой существует здесь с женой и детьми. Нас встретили окрошкой, пивом и пирогами, может ли свободный человек пожелать большего гостепримства?
После обеда было решено посмотреть сам город. Мы с Тохой прошерстили Барнаул от букв на набережной до Молодежной по проспекту Ленина. Город ничего - чистый, сочетающий архитектуру южных и северных мест. Много университетов и мало забегаловок. Даже старые дома выглядят ухоженно, в отличие от рязанской области.

23 мая. Путешествие закончилось транзитом в аэропорт. Самолет на полчаса задержался, что позволило зашатать пару кофе. Москва встречала осенней погодой. В Барнаул мы сгоняли как на солнечный пляж несуществующего у нас мертвого моря.

Как итог, наверное стоит заметить, что горы на Алтае и Кавказе - очень разные. Алтай в целом более разнообразен, хотя,в целом, пониже. Отсутствие большого количество людей вне туристических маршрутов - превращает путешествие в разговор наедине с собой, что на отдыхе, я считаю - необходимо. Да, не было у нас адских превозмоганий, но зато был широчайший охват разных мест и достопримечательностей. Ну и знакомство с хорошими людьми, например.

Стоит еще заметить по поводу названия поста. Это не шутка, здесь действительно многое обстоит именно так. Натуральный обмен, ценность земли, сила оружия и языческие традиции. Жить здесь и ездить сюда гулять - не одно и тоже, но даже приезжая сюда на неделю - важно оставаться внимательным. Ведь так или иначе - сейчас весь мир вокруг - это русская рулетка.

По еде я планирую отдельный пост с раскладкой и фотографиями.
Кому интересно - и кто ищет гида - могу в лс написать контакты нашего товарища Романа.